E

  • Eltreco

    По данным исследований в этом году примерно 81% российского рынка велогибридов принадлежит компании Eltreco.

G

  • GPS в комплекте
    Это электронное устройство с дисплеем, которое крепится к рулю. Позволяет легко ориентироваться в незнакомой местности и не заблудиться. Навигаторы также более удобны в использовании, нежели карты, так как позволяют не отвлекаться на постоянную проверку окружающих объектов.

P

  • Pass Control
    Аналог автомобильного Круиз-Контроля – позволяет поддерживать заданную скорость без вашего участия. Каждое нажатие кнопки способствует увеличению скорости. При нажатии тормоза Круиз-Контроль выключается в целях безопасности.

S

  • SHIMANO
    Является одним из лидеров по производству компонентов для велосипедов. На велогибридах Eltreco установлена надежная и современная система переключения скоростей (6 или 7 в зависимости от модели). Компоненты Shimano отличаются надежностью, износостойкостью и ремонтопригодностью.

А

  • Аккумулятор
    Устройство для накопления энергии с целью её последующего использования. Аккумуляторы для велогибридов делятся на гелевые, свинциво-кислотные и литий-ионные. Гелевые аккумуляторы появились с началом освоения космоса. Гель, получающийся в результате добавления в серную кислоту двуокиси кремния, позволяет добиться полной герметичности батареи, так как выделение газа происходит внутри пор в массе геля. Свинцово-кислотные аккумуляторы — наиболее распространенные на сегодняшний день. Батарея при зарядке выделяет водород. Литий-ионные (Li-ion) — тип электрического аккумулятора, широко распространённый сейчас в бытовой электронной технике. В настоящее время это самый популярный тип аккумуляторов в современных электронных устройствах.
  • Амортизатор
    Устройство для поглощения и гашения колебаний.
  • Амортизационная вилка
    Передняя вилка (встречаются и задние) со встроенным механизмом амортизации. Механизм амортизации принимает на себя и смягчает удары, которые приходятся на колеса во время езды, улучшая комфортность и безопасность передвижения.

Б

  • Багажник
    Пространственная конструкция над колесом, позволяющая разместить на велосипеде (велогибриде) груз.
  • База
    Расстояние между осями передней и задней втулок колес.
  • Байк (электробайк)
    Жаргонное название велосипеда (велогибрида).
  • Барабанные тормоза
    Устанавливаются на оси колеса и обеспечивают торможение путем контактирования с внутренней поверхностью колесной втулки.
  • Биение
    В обиходе означает отклонение от нормального состояния боковой поверхности обода или его периметра. Различают радиальное биение (от центра оси до периметра) и осевое биение (направленное вдоль оси).
  • Болт
    Крепежная деталь цилиндрической формы с резьбой на одном конце и шести- или четырехгранной головкой на другом. Отличается от винта тем, что шляпка болта делается под ключ.
  • Борт
    Жесткий край шины. Обычно выполнен из резины, армированной искусственным волокном.
  • Брызговик
    Резиновая или пластмассовая  фигурная деталь, расположенная на переднем (заднем) крыле велосипеда (велогибрида)  для лучшей защиты от грязи.
  • Бустер
    Подковообразная усиливающая рамка, установленная между перьями передней вилки.

В

  • Вал каретки
    Вращающаяся на подшипниках деталь, расположенная в каретке, воспринимающая нагрузку от шатунов.
  • Ведомая звездочка
    Приводная звезда (на колесе), воспринимающая нагрузку от ведущей звездочки (на валу каретки) с помощью цепи.
  • Ведущая звездочка
    Приводная звезда (на валу каретки), приводящая ведомые звездочки (на колесе) в движение с помощью цепи.
  • Ведущее колесо
    Колесо, которое преобразует подведенный от источника энергии крутящий момент в силу тяги, а свое вращение – в поступательное движение (велосипеда, велогибрида). В велогибриде часто используются два приводных колеса (переднее – от мотора, заднее от педального привода). Более распространены двухприводные ведущие колеса, где привод осуществляется как мотором, так и педальным приводом.
  • Велогибрид
    Усиленный велосипед с вспомогательным электрическим двигателем, встроенном в ступицу переднего или заднего колеса, аккумулятором, закрепленным на раме (в раме). Обычно имеет контроллер и ручку газа (пульт управления скоростью). Велогибрид позволяет ехать в режиме обычного велосипеда, в моторном режиме и в смешанном режиме.
  • Велогибриды
  • Велокомпьютер
    Электронный велоспидометр, имеющий ряд дополнительных функций (наиболее распространенные: текущая и средняя скорости, пройденное расстояние, время в пути и просто время, общий пробег, отклонение от средней скорости и т.п.).
  • Вентиль
    Утройство, которое позволяет накачать в камеру воздух и удерживает его там.
  • Вилка
    Управляющая часть рамы, на которой закреплено переднее колесо.
  • Винт
    Деталь машины цилиндрической формы с резьбой. Отличается от болта тем, что шляпка винта делается под отвертку или шестигранник.
  • Восьмерка
    Жаргонное название осевого биения обода колеса.
  • Втулка (втулка колеса)
    Центральная деталь колеса. На втулку крепятся спицы, во втулке располагаются подшипники и через нее проходит ось, с помощью которой колесо крепится в раме.
  • Вынос руля
    Деталь, соединяющая горизонтальную трубку руля с вертикальным рулевым штырем. Нерегулируемый вынос приварен к рулевому штырю и составляет с ними единое целое. Регулируемый вынос прикручивается к штырю и представляет собою устройство, позволяющее регулировать высоту и, иногда, угол наклона выноса.

Г

  • Габариты (габаритные огни)
    Осветительные приборы, которые включаются совместно в фарами в темное время суток. Согласно правилам дорожного движения габаритные огни спереди светят желтым и белым светом, а сзади – красным.
  • Гайка
    Деталь резьбового соединения или винтовой передачи, имеющая отверстие с резьбой.
  • Гидравлическая вилка
    Вилка, в которой роль демпферного элемента амортизатора выполняет специальное жидкое масло.
  • Грипс
    Резиновая (пластмассовая, кожаная) ручка руля.
  • Гроверная шайба
    Разрезная пружинная шайба, предотвращающая самоотворачивание болта, винта, гайки.

Д

  • Датчик вращения (датчик угла поворота, датчик скорости, энкодер)
    Магнитное устройство, предназначенное для преобразования угла поворота вращающегося объекта (вала каретки) в электрические сигналы, позволяющие управлять контроллером.
  • Датчик Холла
    Элемент автоматики (радиоэлектроники и измерительной техники), используемый в качестве измерительного преобразователя, действие которого основано на эффекте Холла.
  • Двухподвес
    Велосипед (велогибрид) с амортизацией обоих колес (задний амортизатор и амортизационная вилка).
  • Демпфер
    Элемент амортизатора, который гасит колебания пружины. Это может быть воздушная подушка, масляный наполнитель, пластиковый элемент.
  • Демпфирование
    Процесс работы амортизатора, при котором гасятся колебания пружины.
  • Диапазон передаточных чисел
    Промежуток между нижней и высшей передачами.
  • Динамо-машина
    Механизм, позволяющий преобразовывать механическую энергию в  электрическую.
  • Дисковые тормоза
    Вид тормоза, представляющий из себя перфорированный диск, устанавливаемый на специальной втулке колеса и две тормозных колодки, которые воздействуют на диск по принципу клещевого тормоза.
  • Дропаут
    Кронштейн крепления оси колеса велосипеда (велогибрида), предусмотренный конструкцией рамы или устанавливаемый дополнительно для усиления рамы.
  • Дроссель
    В широком смысле слова дроссель - это ограничитель, регулятор, который позволяет запасать и регулировать ток.

З

  • Задний амортизатор
    Амортизатор для подвески заднего колеса.
  • Задняя вилка
    Вилка, удерживающая заднее колесо. Является частью рамы.
  • Зажим подседельного штыря
    Верхняя часть подседельной трубы с разрезом, в которую вставляется подседельный штырь.
  • Зазор
    Абстрактное понятие в механике, означающее такое свободное пространство между двумя деталями, при котором они еще не соприкасаются. Как только поверхности деталей соприкасаются, говорят о натяге.
  • Замок зажигания
    Электромеханическое устройство, предназначенное  как  для механической блокировки/разблокировки  самого устройства, так и отключения/подключения  электрического питания от АКБ.
  • Замок цепи
    Особое звено цепи, позволяющее без специальных инструментов её размыкать и замыкать.
  • Защита цепи
    Деталь, устанавливаемая на раму для защиты цепи от попадания в нее посторонних предметов.
  • Звездочка
    Зубчатое колесо цепного привода.
  • Золотник (вкручивается в ниппель)
    Деталь вентиля камеры. Назначение золотника, запирать воздух в камере.
  • Зонтик колеса
    Угол между плоскостью колеса и спицами.

И

  • Индикатор износа (обода)
    Специальная канавка (проточка)  на боковой поверхности обода, наличие (или отсутствие) которой показывает состояние обода. Если данная полоска стерлась, значит обод изношен, его необходимо заменить.
  • Индикатор уровня заряда
    Показывает уровень заряда аккумуляторной батареи.

К

  • Каденс
    Частота вращения педалей. Измеряется числом оборотов в минуту.
  • Камера
    Кольцевая резиновая трубка, являющаяся основным амортизационным элементом для колеса. Устанавливается на колесо под покрышку. Воздух в камере удерживается с помощью золотника, расположенного в вентиле.
  • Канавка подшипника
    Круговое проточенное углубление в чашке и конусе подшипника, служащее беговой дорожкой для шариков.
  • Каретка
    Узел в нижней части рамы. Каретка состоит из вала каретки, подшипников и двух шатунов.
  • Кареточная труба
    Самая нижняя труба рамы, в которой помещается кареточный узел.
  • Картридж
    Неразборный узел каретки. Обычно устанавливается в специальную защитную гильзу.
  • Кассета
    Узел задних ведомых звездочек.
  • Катафот
    Светоотражатель. Пластиковая деталь, предназначенная для отражения падающего на нее света.
  • Кевлар
    Прочное искусственное волокно, применяется при изготовлении шин, рам, крыльев велосипедов и велогибридов.
  • Кластер
    Кассета из скрепленных вместе звездочек.
  • Ключ
    Инструмент, имеющий различную конфигурацию и назначение. Ключ может быть рожковым, накидным, трубчатым, шестигранным, комбинированным и т.д.
  • Колесо
    Круглый (как правило), свободно вращающийся или закреплённый на оси диск, позволяющий поставленному на него телу катиться, а не скользить. Велосипедное колесо обычно включает в себя как минимум обод, спицы, втулку, камеру и покрышку.
  • Колодка
    Деталь тормоза, непосредственно контактирующая с тормозной поверхностью (ободом колеса или тормозным диском). Существуют колодки двух видов: неразборные и разборные. Неразборная колодка представляет собой единую деталь, состоящую из твердой резины с металлическим штырем (для закрепления в тормозном рычаге), которая соприкасается с ободом и осуществляет торможение. Разборная колодка, узел, состоящий из металлического короба со штырем, в котором  установлен резиновый вкладыш.
  • Контргайка
    Гайка, навинчиваемая на ось сразу после конуса и служащая для фиксации обеих деталей на оси. Контргайка может иметь различную геометрическую форму.
  • Контроллер
    Электронное устройство управления работой мотор-колеса.
  • Конус подшипника
    Деталь велоподшипника, навинчиваемая на ось, имеющая на внешней поверхности беговую дорожку для шариков.
  • Корд
    Проволока, заделанная в края покрышки для придания ей жесткости.
  • Кривошип
    Механизм, состоящий из шатунов, установленных на валу каретки, служащий для передачи поступательного мышечного усилия  велосипедиста во вращательное движение ведущей звездочки.
  • Крыло
    Пластмассовая или металлическая деталь полукруглой формы, служащая для защиты велосипедиста от грязи, отделяющейся при вращении колес.
  • Крыло типа MTB
    Быстросъемное крыло, предназначенное для защиты от брызг и грязи.

Л

  • Лыски
    На конусной гайке: две фрезерованные плоскости для захвата конуса ключом.
  • Люфт
    Биение в подшипнике возникающее при нарушении зазора в парах трения. Возникает из-за неправильной регулировки затяжки велоподшипника или его износа.

М

  • Манетка
    Механизм управления переключением передач.
  • Микровыключатель
    Микровыключатель  (геркон, концевой выключатель) – выключатель, встроенный в кронштейн тормоза, служащий для отключения питания к мотор-колесу во время торможения.
  • Многоскоростная втулка (планетарная)
    Втулка ведущего колеса со встроенным в нее планетарным механизмом переключения передач.
  • Монтажная лопатка
    Небольшая металлическая или пластмассовая пластинка удлиненной формы с загнутым концом. Служит для удобного и безопасного снятия  покрышки с колеса.

Н

  • Накидной ключ
    Вид ключа для шестигранных гаек. Отличается от рожкового тем, что головка имеет сквозное шестигранное отверстие без разреза, а ключ должен одеваться на гайку сверху. Обеспечивает более плотный захват гайки.
  • Наконечник троса
    Колпачок из мягкого металла, который закреплен на конце троса для предотвращения его расплетения.
  • Натяг
    Абстрактное понятие механики. Означает степень трения, с которой соприкасаются поверхности двух деталей.
  • Ниппель (вентиль, штуцер)
    1. Металлическая трубка, обеспечивающая уплотнение при соединении. Устанавливается на камеры или диск бескамерного колеса. 2. Грибовидная гайка, крепящая спицу к ободу колеса.
  • Ниппельный ключ
    Ключ для завинчивания/отвинчивания ниппелей. Может иметь различную форму.

О

  • Обод
    Часть колеса, на которую устанавливается шина. Боковая наружная часть обода может служить рабочей тормозной поверхностью.
  • Обойма подшипника (сепаратор)
    Металлическая круглая конструкция с загнутыми лепестками с размещенными между ними шариками.
  • Оболочка тросика (рубашка)
    Пластиковая оболочка, армированная обычно металлической проволокой, имеющая полую внутреннюю часть для передвижения тросика.
  • Односкоростной велосипед (велогибрид)
    Велосипед (велогибрид) с одной постоянной передачей.
  • Осевое биение
    Отклонение боковой поверхности обода или звезды от плоскости вращения. В механике используется термин “торцевое биение”. Жаргонное название осевого биения -  “восьмерка”.
  • Ось
    Неподвижная центральная часть втулки (подшипникового узла) с наружной резьбовой частью.

П

  • Пакетный выключатель
    Электрический аппарат с ручным приводом для включения, отключения и переключения тока в электрических цепях низкого напряжения.
  • Передача
    Передаточное число привода. Определяется соотношением числа зубьев ведущей и ведомой звездочек.
  • Переднеподвес
    Велосипед (велогибрид) с амортизационной вилкой переднего колеса.
  • Передняя вилка
    Вилка, управляющая передним колесом. Передняя вилка конструктивно выполнена отдельно от  рамы, может быть жесткой или амортизационной.
  • Передняя и задняя подвески
    Служат амортизатором, поглощающим неровности дороги.
  • Перо
    Трубка, являющаяся частью рамы (передней вилки), обычно имеющая овальную форму.
  • Петух
    (сленговое слово) металлический наконечник пера передней вилки, либо деталь в форме головы петуха, которая крепит задний переключатель на раме. Может  являться как составной частью рамы, так и отдельной деталью, закрепляемой на раме.
  • Плавкий предохранитель
    Простейшее устройство для защиты электрических цепей и потребителей электрической энергии от перегрузок и токов короткого замыкания.
  • Подвеска
    Совокупность всех амортизирующих устройств велосипеда, закрепленных на его раме.
  • Подножка
    Металлическая деталь, необходимая для стоянки велогибрида (либо другой вело-мото техники).
  • Подседельная труба
    Часть рамы (труба), в которую вставляется подседельный штырь.
  • Подседельный штырь
    Труба (возможен стержень), вставляемая в подседельную трубу рамы. На подседельном штыре закрепляется седло.
  • Подшипник
    Опора вала или оси, фиксирующая положение вращающейся или качающейся части механизма по отношению к другим её частям. Самые простые подшипники состоят из трёх основных частей, наружное и внутреннее кольца, сепаратор и тела качения. Сепаратор с установленными в него шариками в обиходе называют подшипником (велоподшипником).
  • Покрышки
    Наружная часть колеса, защищающая камеру от внешних механических воздействий. Покрышки имеют различный рисунок протектора в зависимости от области применения велосипеда (дорожный, универсальный, спортивный, внедорожный) и времени года (зимние покрышки).
  • Привод
    Механизм передачи усилия от ног велосипедиста к ведущему колесу велосипеда (велогибрида). Включает в себя шатуны, педали, передаточную систему, каретку, цепь, передние и задние звезды.
  • Протектор
    Рисунок на поверхности покрышки. Вид и характер рисунка определяет рабочие свойства покрышки и область ее применения.
  • Профилированная звезда
    Звезда, зубья которой имеют различную форму как по толщине, так и по ширине. Это улучшает способность цепи переключаться со звезды на звезду.
  • Пружинка трещотки
    Деталь из комплекта трещотки. Представляет собой маленькую стальную полоску или круглый стальной стержень. Устанавливается внутри храпового механизма. Назначение пружинки, подпирать собачку и загонять ее в каждый уступ храпового механизма во время вращения трещотки, предотвращая обратный ход.
  • Пружинная вилка
    Передняя вилка, в которой колебания колеса передаются на велосипед через упругий элемент (пружину).
  • Пыльник
    Резиновая или пластиковая деталь, установленная между двумя соприкасающимися деталями с целью предотвращения попадания пыли (грязи). Пыльники закрывают подшипники, перья амортизационных вилок.

Р

  • Радиальное биение
    Изменение радиуса колеса при изменении угла поворота вокруг оси. Жаргонное название радиального биения «яйцо».
  • Рама
    Металлическая (карбоновая) пространственная силовая конструкция, на которую крепятся прочие узлы и агрегаты велосипеда (велогибрида). Передняя вилка является частью рамы.
  • Рамка переключателя
    Две пластины примерно одинаковой формы у заднего переключателя скоростей, между которыми расположены ролики. У переднего переключателя: тоже две пластины примерно одинаковой формы, между которыми проходит цепь.
  • Регулируемая вилка передней подвески
    Позволяет устанавливать необходимый угол в зависимости от того, какого эффекта Вы хотите добиться. Уменьшение угла наклона вилки увеличивает скорость в условиях бездорожья, но ухудшает маневренность. Увеличение угла наклона вилки улучшает проходимость велосипеда по мелким выступам на дорогах с твердым покрытием, увеличивает скорость разгона и поворачиваемость, но уменьшает курсовую устойчивость.
  • Рога
    Металлические или пластиковые стержни на конце руля, по форме напоминающие рога, позволяют велосипедисту принять отличное от исходного положение рук, которое особенно удобно при длительной поездке.
  • Рожковый ключ
    Вид ключа с плоской головкой, имеющей открытый вырез для шестигранных гаек.
  • Рулевая колонка
    Рулевой стержень (труба) передней вилки в сборе с головной трубой и подшипниками.
  • Руль
    Горизонтальная труба прямой или изогнутой формы, служащая для управления передним колесом. Крепится к рулевому стержню при помощи выноса.
  • Ручка газа
    Механическое приспособление, установленное на руле и служащее органом управления электрическим сигналом, передаваемым на контроллер, а затем на мотор-колесо.
  • Рычаг тормоза
    В ручном тормозе (V-brake) означает деталь, которая винтом крепится на перья рамы и управляется с помощью троса. В рычаге закрепляются тормозные колодки, которые и осуществляют торможение.
  • Рычаг тормозной (ручка тормоза)
    Механизм, служащий для натяжения тормозного троса и располагающийся на тормозном кронштейне, а тот, в свою очередь, на руле.

С

  • Седло
    Пятая точка опоры для велосипедиста. На седле сидят.
  • Сепаратор
    Часть подшипника, у которой шарики находятся в обойме.
  • Система
    Узел, состоящий из шатунов и ведущих  звездочек.
  • Система вождения
    Позволяет управлять скоростью велогибрида.
  • Складной велосипед (велогибрид)
    Велосипед (велогибрид), у которого можно сложить нижнюю косую трубу рамы с помощью особого устройства, располагающегося на этой трубе.
  • Смазка
    Общее название различных видов масел, применяемых в узлах велосипеда (велогибрида) для уменьшения трения. Смазки бывают консистентные (густые) и жидкие.
  • Смазка
  • Собачка трещотки
    Маленькая металлическая деталь внутри храпового механизма трещотки. Имеет вид флажка,  служит для того, чтобы допускать вращение трещотки в одном направлении, и фиксировать его вращение в обратном направлении.
  • Спица
    Тонкий металлический пруток, соединяющий втулку колеса с его ободом.
  • Ступица
    Центральная часть вращающейся детали (в данном случае колеса) имеющая отверстие для посадки на ось.
  • Суппер
    Механизм, обеспечивающий постоянство натяжения цепи для систем привода с перебрасыванием цепи по звездочкам. Является частью заднего переключателя.
  • Съемник
    Особый вид инструмента, различающийся по виду и устройству, предназначенный для разборки сложных узлов и механизмов. Съемники применяются при разборке трещётки, шатунов, картриджей и т.д.

Т

  • Тормоз V-brake
    Тип тормоза, где тормозные колодки закреплены на поворачивающихся вокруг оси рычагах, которые в свою очередь приводятся в движение тросом от рычага тормоза, закрепленного на руле. Тормоз обладает системой параллельного подвода колодок, что позволяет добиться равномерного износа колодок и значительно улучшает торможение.
  • Тормозная система
  • Трансмиссия
    Все детали и узлы велосипеда (велогибрида), отвечающие за передачу механической энергии во вращательное движение ведущего (заднего) колеса. Трансмиссия состоит из каретки и кривошипно-шатунного механизма, цепи, звездочек, а также переднего и заднего переключателей. К трансмиссии можно отнести мотор-колесо в сборе на велогибридах.
  • Трещотка
    Кулачковый механизм свободного хода ведущего (заднего) колеса.
  • Тросик
    Металлический плетеный трос, с помощью которого приводятся в действие рычаги тормоза и переключатели цепи.

У

  • Узел
    Комплект деталей, образующих некоторое функциональное единство (втулка с подшипниками, каретка, набор звезд с шатунами, и т.д.).
  • Упругий элемент
    Деталь подвески, гасящий колебания во времени. Собственно пружина, эластомер и т.п.

Ф

  • Фара
    Электрический прибор транспортного средства, предназначенный для освещения дороги.

Ц

  • Центр-мотор
    Центральный мотор имеет два редуктора, соответственно таким образом подбор шестерней позволяет более эффективно использовать данный мотор. Передаточное число подобрано таким образом, что позволяет увеличить кол-во оборотов колеса и поднять мощность.

    Наиболее типичен «Двигатель Шкондина» (запатентованный впервые в 1991 году именно под таким названием) устроен следующим образом. Это «мотор в колесе» — дисковый агрегат, который крепится непосредственно на ось ведущего колеса и управляется без трансмиссии, просто путем регулирования числа оборотов. Соединенный с осью колеса ротор, по периметру которого закреплены постоянные магниты, вращается в статоре, на нем размещены соленоиды. На соленоиды подаются краткие импульсы тока, создающие переменное магнитное поле, толкающее магниты ротора. Принцип действия двигателя чем-то похож на принцип работы линейного ускорителя: магнитное поле возникает, действует на магнит на роторе строго определенное время и тут же отключается. «Мотор Шкондина» необходимости в редукторе не имеет: его обороты можно контролировать напрямую. Есть возможность  рекуперации.

    Современные центр-моторы вынуждены использовать передачу — понижающий редуктор. Чаще всего редуктор – планератный. Двигатели со встроенным редуктором не могут осуществлять рекуперацию.  

Ш

  • Шлиц
    Поперечная канавка на головке винта или шурупа под обычную шлицевую отвертку или в виде крестообразного углубления под отвертку с крестообразными шлицами.
  • Штекер
    Электрический соединитель.

Э

  • Эволюция велогибридов

    Ассортимент компании Eltreco год от года неуклонно растет.
  • Электромагнитный тормоз
    Предназначен для остановки и удержания валов механизмов в заторможенном состоянии при неработающем приводе ( в т.ч. при отключении питания).